|
Звукорежиссура
Всего материалов в каталоге: 20 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
С развитием компьютерных технологий значительно изменились многие сферы
деятельности человека, открыв новые грани и возможности. Одна из
областей, в которых компьютер произвел настоящую революцию, – музыка. На
сегодняшний день компьютерные программы предоставляют практически весь
спектр возможностей для музыкальной индустрии, увеличивая с каждым годом
производительность и качество. Как только появилась возможность
записывать музыкальный материал, стали появляться и запросы о
последующем редактировании и обработке звука. Так, например, при записи
хора a capella звукорежиссеры сталкиваются с такой проблемой, как
постепенное занижение тональности к концу произведения. Бывают случаи,
когда приходится корректировать детонацию или тональность в процессе
реставрации старых аналоговых записей с пластинок, бобин, кассет и
других носителей. При многодорожечной записи часто требуется
корректировать звуковысотные неточности исполнения. В современной
звукозаписи иногда используют одну музыкальную партию для имитации
целого хора либо для создания вторых голосов. Вокалистам не всегда
подходят фонограммы в оригинальной тональности. Главным вопросом
при решении этих проблем стал: "Как изменить тональность, сохранив
хронометраж?". Разрешилось все после создания алгоритмов транспозиции и
их внедрения в музыкальные программы. Возможности изменения звукового
материала практически безграничны, но панацеи без побочных эффектов не
бывает, поэтому развитие и усовершенствование алгоритмов будет
продолжаться еще длительное время. Создаются как специализированные
алгоритмы для определенных видов музыкального материала, так и
оптимальные алгоритмы для всех видов.
Алексей Ширяев |
В данном обзоре представлен минимальный перечень средств оформления радиоэфира: - набор шумовых эффектов - фонотека - эксплорер аудио файлов |
Пролетарии всех стран соединяйтесь!
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ЛКСМ УКРАИНЫ
Для служебного пользования
Секретарям ГК, РК ЛКСМ Украины
Направляем
примерный перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в
репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения, а также
список тарифицированных вокально-инструментальных ансамблей СССР.
Рекомендуем использовать эти сведения для усиления контроля за
деятельностью дискотек. Данной информацией необходимо обеспечить все ВИА
и молодежные дискотеки района.
Секретарь обкома комсомола П. Гришин |
В центре этикетки есть ряд "шифров", разбираться в которых должен каждый
собиратель дисков. Два перекрещивающихся кольца в сочетании со словом
"стерео" означает стереофоническую запись, треугольником обозначается
монозапись. Число "33" и "45" - номинальная частота вращения пластинок -
число оюоротов (округленно) в минуту.
|
Эта статья не претендует на фрагмент книги "Руководство по
реставрации”. Да и можно ли такую написать? Ведь начиная работать над
каким-нибудь материалом, очень часто сталкиваешься с ситуацией, когда ни
опыт твоих коллег, ни твой собственный вовсе не помощник и надо все
начинать сначала, и искать, искать, искать... Это статья – краткие заметки
о том, как реставрировались фонограммы моих демо-записей, размещенных на
сайте журнала "Шоу-Мастер”. mp3 к статье:
|
Сам
процесс проигрывания грампластинок имеет ряд тонкостей. Для
качественного воспроизведения до начала проигрывания необходимо сделать
несколько настроек. Дело в том, что редкая пластинка имеет центральное
отверстие строго по центру спирали витков грамзаписи на диске.
Отклонение отверстия от центра спирали грамзаписи называется
эксцентриситетом. При воспроизведении грампластинок с сильным
эксцентриситетом звук начинает периодически плыть и возникает эффект
«вау-вау». Небольшие отклонения тоже приводят к неприятным эффектам,
особенно в конце диска, ближе к центру грампластинки. Сильным
эксцентриситет считается, когда отверстие не совпадает с центром спирали
грамзаписи более чем на 0,5 мм.
Дорогие
студийные проигрыватели грампластинок имеют специальный индикатор,
показывающий отклонение тонарма во время воспроизведения грампластинки. А некоторые проигрыватели имеют автоматическое устройство
коррекции эксцентриситета (например, Nakamichi TX-1000.) Система
располагается на диске проигрывателя и имеет два кулачковых толкателя,
которые перемещают центральный шпиндель в зависимости от показания
датчиков эксцентриситета, установленных на тонарме и связанных
с датчиками угла поворота диска. Таким образом анализируется движение
тонарма в процессе проигрывания грампластинки, и центр диска
выставляется в положение, соответствующее минимальному поперечному
колебанию тонарма. |
Одна
из наиболее важных деталей проигрывателя грампластинок — тонарм. Как
ни странно, тонарм тоже вносит свою лепту в звучание. На первый взгляд —
это достаточно простое устройство, которое должно только обеспечивать
перемещение головки звукоснимателя. Однако это не так. Тонарм —
воплощение инженерной мысли, и его конструкция основана на очень тонкой
грани технических компромиссов. «Итак, в чем же хитрость?» — спросите
вы. Первое, что приходит в голову, — это то, что тонарм должен иметь
чрезвычайно легкий подвес, позволяющий ему плавно перемещаться абсолютно
без усилий. Помимо этого, он должен иметь минимальную инертную массу.
С другой стороны — он не должен иметь собственных резонансов в области
звуковых частот, чтобы даже самые низкочастотные колебания иглы
в процессе воспроизведения грампластинки не приводили к колебаниям
тонарма. Как же удается совместить все эти противоречивые требования
в одной конструкции? Какие еще «подводные камни» есть у этих устройств? |
Часто
задают вопрос: какой же оптимальный размер иглы использовать для
воспроизведения грампластинок? Или типичная ситуация, когда прибегает
совершенно расстроенный человек со словами: «Я купил дорогущую иглу,
поставил любимую пластинку, а она только шипит и трещит, а звук как
из трубы».
В
чем же дело? Ответ прост и банален: игла должна точно соответствовать
размеру канавки грамзаписи и касаться стенок канавки в строго отведенном
для этого месте.
К
сожалению, до начала 30-х годов прошлого века не существовало жесткого
стандарта и на размер канавки грамзаписи. Но, к счастью, одно
обстоятельство сыграло нам на руку: фирм-производителей резцов было
всего несколько в мире, да и снашивались резцы при нарезке восковых
мастер-дисков не быстро. Конечно же, технология обработки резцов
совершенствовалась, но, даже не имея стандартов, все производители
резцов придерживались примерно одинаковых размеров. И здесь можно
с уверенностью сказать, чем старше грампластинка, тем шире в ней
канавка. Ширина канавки грамзаписи, начиная с конца XIX века до конца
20-х годов XX века, изменилась ненамного. В любом случае для получения
оптимального результата необходимо иметь несколько игл разного диаметра
и перед записью провести эксперимент с целью выяснения, какой же иглой
проигрывать данную грампластинку.
|
Общий вид студийного проигрывателя грампластинок EMT-950 (BBC-version «Wide»)
Так что же надо для того, чтобы
бесценные архивные диски заговорили живыми голосами? Этот вопрос с
каждым годом все чаще можно услышать от звукорежиссеров, которые
собираются заниматься реставрацией архивных записей. Действительно, в
настоящее время многие записи остались доступны только на
грампластинках. Оригинальные магнитные ленты 50…70-х годов либо
размагничены, либо считаются утраченными, а записи более раннего периода
в большинстве своем производились непосредственно на мастер-диск.
Правы те, кто изначально задается вопросом качественного
воспроизведения архивных записей. Бытующее мнение о безграничных
возможностях цифровой реставрации звукозаписи глубоко ошибочно. Да,
несомненно, цифровая реставрация предоставляет большие возможности, но
они, увы, ограничены. Здесь уместно вспомнить девиз кинодокументалистов:
«В производстве фильма нельзя использовать то, что не снято».
Именно этот девиз должен лечь в основу «идеологии» тех, кто собирается
вдохнуть новую жизнь в записи прошлых лет. Нельзя восстановить то, что
не воспроизведено с оригинального носителя.
|
Личность первоначального изобретателя радио, в то время называемого
беспроводным телеграфом, является спорной. Ключевое изобретение в начале
"беспроводной передачи данных, использующей весь частотный спектр",
известное как передатчик с искровым разрядником, приписывается Никола Тесла, Гульельмо Маркони и Александру Попову. |
|